Религиоведение » Публикации »

Иудаизм и деньги

Многие думают, что корень всего зла – деньги. Возможно, это представление поддерживается теми, кто полагает, что только бедные и кроткое должны унаследовать землю. Другие думают, что деньги – это движок, который толкает мир к прогрессу.

Каково же отношение к деньгам в иудаизме?

В иудаизме есть положение, что человек обладает потенциалом святости, и это не связано с наивным верованием, что быть хорошим евреем прямо пропорционально времени, проведенному в синагоге.

Святость в контексте иудаизма в основном проявляется как раз вне синагоги. Быть евреем – это образ жизни.

Религиозный еврей произносит молитву после пробуждения утром, выражая благодарность за то, что обычно принимают за должное – успешно пробуждение. Он совершает благословение после утреннего омовения, после утреннего туалета, выражая благодарность за то, что его внутренние органы находятся в рабочем состоянии. Разумеется, совершается благословение и перед едой.

Есть много молитв и благословений, предписанных на каждый случай.

А как насчет святости и бизнеса? Какова связь между святостью и бизнесом?

Иудаизм весьма трезво подходит к вопросу денег и бизнеса, поскольку большая часть нашего времени связана с деньгами. Как пробуждение, еда и обычный разговор может принять религиозный оттенок, если им придать благословение, так и денежные операции, бизнес и коммерция могут быть освященным занятием, угодным Творцу. Много предписаний на счет бизнеса и коммерции содержится в текстах Галахи. В Талмуде говорится, что первым вопросом на Небесном Суде будет такой: “А вы вели свой бизнес честно или нет?”

Практический вывод таков: чтобы быть религиозными евреям, не нужно изолироваться от мира и стремиться только к горнему, и при этом не следует брать обеты нищеты, или бедности. Скорее необходимо быть в мире, взаимодействовать с ним, и поднимать мир до уровня горнего. Это, фактически, и есть значение выражения “tikkun olam” – восстановление святости мира. Того самого мира, в котором находятся и деньги. Деньги, как и другие вещи, как нефть, – это просто инструменты. То есть, инструменты, которые могут использоваться во зло или благо.

В мире без людей, нефть – бесполезный продукт – вонючая жидкость. Только люди могут использовать разум, данный Творцом, чтобы сделать из нефти драгоценное горючее, которое будет приносить пользу человечеству.

Раввин Дэниел Лапин отмечает, что в языке иврит слова «нефть» и цифра 8 обладают одним корнем – shemen, что подчеркивает уникальную пользу нефти для человечества. Восемь часто символизирует нашу связь с Творцом. Например, Б-г создал семь дней недели, семь цветов в радуге, и семи континентов. Люди делают свой вклад, добавляя еще нечто одно, как бы завершая то, что было сотворено Творцом. Хотя есть семь нот в музыке, мы называем это октавой, потому что наш человеческая сущность требует повторения первой ноты для полного завершения; восемь означает нашу потребность вносить свой вклад в продолжающийся процесс Творения”.

Это сотрудничество в ритуальной практике выражается в зажигании семисвечника в праздник Хануки.

Далее раввин Лапин указывает, что слово «монета» в своей этимологии связана с первым слогом слова «Ханука». Тот же самый слог используется в словах, означающих образование и торговлю. Талмуд фактически сравнивает бедняка с мертвецом. Если у человека нет денег, то его способность быть партнером Бога в усовершенствовании мира ограничена, как мертвого.

Как происходит сотрудничество с Творцом в сфере денег? Иудаизм говорит, что богатому следует понять, что его деньги – это деньги бедных, которые он удерживает, и что он является каналом помощи бедным этими деньгами.

Так как же еврею поступать со своими деньгами? Для начала, пожертвовать часть праведникам, оказать помощь научно-исследовательским проектам, дать часть на строительство школ и т.д.

Возможно, лучшее всего суть отношения еврея к деньгам выразил раввин Авраам Тверской. Он писал, что высшей степенью святости является состояние, когда мирское и физическое возвышены и преобразованы в духовное и священное. Поэтому миллиард долларов сам по себе нейтрален, его можно возвысить и освятить с помощью правильного использования для помощи нуждающимся.

Источник



← Предыдущая статья
Следующая статья →
анимизм, античность, атеизм, беларусь, библия, бог, гегель, геоцентризм, деньги, евреи, иисус, инквизиция, кальвинизм, карма, католицизм, конференции, космос, креационизм, кумран, майя, марксизм, материализм, пгм, православие, рим, россия, рпц, социализм, тотем, украина, фейербах, христианство, церкви христовы, эволюция, экуменизм
© 2012 RelEd.net - свалка религиозно-философской макулатуры
Союз образовательных сайтов