РелигиоведениеПубликации

В чем суть теории «осевой культуры» К. Ясперса

В истории мировой культуры К. Ясперс выделяет особый период, который называет “осевым временем” (сер. 1 тыс. до н.э.) В этот период происходят два принципиальных события, качественно изменивших культуру.

Во-первых, это духовный переворот, который привел к появлению философских знаний и мировых религий; во-вторых, в культуре стало очевидно наличие двух направлений – восточного и западного, – противоречия между ними.

Ясперс анализирует суть этого духовного переворота, выделяя его особенности в трех “великих культурах древности”: Китае, Индии и Западе (т.е. Греция, Бл. Восток, Палестина). Именно здесь и в это время сложились основные категории мышления, религиозные системы, элементы культуры, которые сохранили свою значимость ив наши дни: “Во всех направлениях совершился переход к универсальности”.

Изменения, произошедшие в культурах, привели к появлению особой личности, человека – профессионала, обладающего особым духовно-культурным менталитетом. Постепенно “осевая” культура меняется традиционными нормами цивилизации.

Через два тысячелетия происходит возрождение универсальности в первую очередь западной культуры. В настоящее время актуальным становится вопрос, поставленный К. Ясперсом: “Обладал ли запад уже в осевое время неким своеобразием, следствия которого обнаружились в последующую эпоху?”.

В “осевую” эпоху произошло разделение на западную и восточную культуру. Для Востока характерно сохранение выработанной консервативной нормы, чему способствовало утверждение в этом регионе буддизма, конфуцианства, ислама, появление новых политических структур. Здесь поддерживается строгий сословный порядок, нравственные нормы поведения.

В системе конфуцианства получает приоритет ценностно-мировозренческая основа культуры, в буддизме приобретает значение традиционное социальное деление общества, а в мире ислама – связь государственной системы и религии, военно-политическая деспотия.

В культуре Запада главным признаком становятся динамичность, личная свобода в различных сферах, возрастание влияния на общество науки, различные системы образования, демократизация общества. Конечно, эти элементы складывались постепенно. Исходя из этого, можно выделить в рамках европейской культуры этапы: дохристианский, христианская культура средних веков, возрождения и нового времени, модернистская и постмодернистская культура. В настоящее время культура Запада оказывает влияние на Восток в сфере техники, технологий, искусства, а восточная культура привлекает своей экзотикой, достижениями в области медицины, духовности, военных единоборств.

← Older Newer →